Confessions
Фильм «Признания», снятый по одноименному дебютному роману писательницы
Канаэ Минато, раскрывает перед нами ужасающие подробности детской жестокости. Японская
картина была удостоена наград в различных номинациях на 11 фестивалях и церемониях*.
Учитель средней школы Ёко Моригучи (Takako Matsu) – мать-одиночка,
чья четырехлетняя дочь становится жертвой убийства, произошедшего прямо возле
школы. Моригучи догадывается, что это совершили двое учеников из ее
собственного класса. На своем последнем занятии перед увольнением она угощает
весь класс молоком. А потом рассказывает свою историю, свои подозрения и, не
называя имен (лишь присваивая наименования «Студент А» и «Студент Б»), очень
четко дает понять, кто именно совершил это преступление. И прежде чем
класс успевает хоть как-то отреагировать, Моригучи говорит, что только что отомстила
этим ребятам, преподнеся им ВИЧ-инфицированное молоко…
Но ужасная история только начинается, ведь после каникул начинается
следующий школьный семестр. Ничего не забывшие 13-летние дети начинают своими
способами продолжать месть учителя Моригучи.
Наблюдая за первыми кадрами фильма, почти физически
ощущаешь, как медленно, но неумолимо сгущаются тучи, накаляется атмосфера.
Размеренный, спокойный рассказ учителя, проводящего свое последнее занятие перед
роспуском детей на каникулы и собственным увольнением, сначала кажется нам
обычной напутственной речью. Ее никто не слушает, все в предвкушении каникул, и
заняты своими делами. Но постепенно учитель переходит к главной части своего
рассказа. «Что вас защищает?» - спрашивает она у ребят, - «Родители, оружие?
Нет, вас защищает ваше несовершеннолетие». Зная, что он останется
безнаказанным, человек может решить, что ему теперь позволено все. И некоторые
из этого класса, действительно, придерживаются данной точки зрения. Как только
учитель напрямую говорит об убийстве, гомон в классе стихает. Начинается
настоящая паника, когда Моригучи признается в собственной мести… Признается и
уходит, оставив класс расправляться с убийцами своими методами.
Весь фильм мы наблюдаем за тем, как одноклассники
совершивших преступление мальчиков изощренно издеваются над одним из них.
Второй же не решается появиться в школе. Спрятавшись в своей комнате от своей
матери и всего мира наедине с мыслями о
собственном заражении, у него начинаются необратимые проблемы с психикой. Пожалуй, сюжет фильма подводит нас к тому моменту, когда зритель даже начинает
сочувствовать «А» и «Б». Настолько бесчеловечен самосуд
одноклассников. Но мы заблуждаемся ровно до тех пор, пока перед нами не
появляются «Признания» отдельных учеников. Чем больше мы узнаем об истинных
причинах случившегося, тем страшнее становится смотреть дальше. Потому что ты
перестаешь видеть предел ужасающего, не в силах ответить на вопрос: «Как
обычный ребенок может быть НАСТОЛЬКО жестоким?»
Конечно, у каждого за пазухой свои причины. Эдипов комплекс,
идейные принципы Раскольникова, дикое желание получить признание матери, друга,
сделать что-то, доказав всем, что ты способен, что ты не бесполезен... Огромная
энергия, заключенная в этих маленьких людях, обратилась не в то русло и
повлекла за собой катастрофические разрушения. Авторы пытаются достучаться до
зрителя, вскрыв перед ним всю скрываемую обществом гниль и выставив ее наружу.
Оказывается, что корни жестокости в человеческом безразличии. А жестокие методы
– лишь способы добиться внимания к себе.
Финал фильма, пробирающий до мурашек своей внезапностью,
можно объяснить законом бумеранга. Всё, что ты делаешь, рано или поздно возвращается
к тебе же. Но только время не повернуть вспять. Созданные одним из главных
героев часы, стрелки которых идут в обратную сторону, это символ невозможности
обратимости времени и неспособности изменить и исправить то, что ты совершил.
Заражение молока оказалось ложью, умело использованной
учителем для устрашения и побуждения убийц к пути искупления. Но подобный факт
мести привел лишь к большим жестокостям. На протяжении фильма мы не видим ни
одного по-настоящему раскаявшегося человека. Будь то продолжающая своими
методами мстить учитель Моригучи, не останавливающиеся ни перед чем одноклассники
убийц или сами «А» и «Б», которые, убедившись в окончательной
враждебности общества и неспособности что-то изменить своими поступками,
ожесточились еще больше и совсем стерли в своем сознании границы дозволенного.
А оправдание какое? «Нам можно, мы несовершеннолетние. Нам ничегошеньки не
будет».
В течение всего фильма перед глазами зрителей то и дело
появляются картины тяжелых облаков, плывущих по небу. Словно глядя на историю
со стороны, мы все время останавливаемся, чтобы перевести дух, подумать,
взглянув на небо. Особую атмосферу создает меткий в своей трагичности и
удивительной красоте саундтрек. Трудно сказать, что больше производит
впечатление, сам сюжет, музыка или грамотная операторская работа. То, как
именно кадры возникают перед нами, играет большую роль в воздействии на
подсознание.
Смотреть или не смотреть этот фильм – самостоятельное решение
каждого. Но правдоподобность сцен, безвыходность ситуаций и бесконечность
человеческой жестокости скорей вгоняет в немой транс, чем заставляет делать
какие-то морально правильные выводы. Меланхоличная атмосфера,
признания-исповеди, обнажающие черноту человеческой души, постоянные сцены
замедленного действия и добивающий саундтрек… Совсем не похоже на привычный для
нас фильм ужасов. Ты не вздрагиваешь от внезапного появления маньяка, не
слышишь леденящие душу звуки, никаких тебе дверей, за которыми неизвестность.
Перед нами обычная, спокойно протекающая жизнь, ужасы которой тщательно скрыты
от посторонних глаз. Этот фильм по-настоящему тяжелый психологически, в прочем
будет идеален для поклонников подобного жанра.
*Ознакомиться с полным списком наград и номинаций можно
здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий